ЖЕСТЬ!
ЧТО ТАКОЕ САЖЕВЫЕ ФИЛЬТРЫ?
   Сажевые фильтры на машины с дизельными двигателями повсеместно стали устанавливать, начиная с 2005 года. Цель этого действия - снижение концентрации вредных веществ в выхлопных газах для соответствия нормам "Евро".
   Несомненно, данное решение эффективное, однако в отечественных условиях сажевые фильтры выходят из строя, как правило, раньше расчетного срока службы. И причин этому немало: это и качество топлива (большое содержание серы в топливе), и режим эксплуатации автомобиля, который не позволяет блоку управления двигателем включить режим регенерации сажевого фильтра и т.д.

Принцип работы сажевого фильтра

   Сажевый фильтр представляет собой металлический цилиндр, заполненный специальным жаростойким керамическим материалом с ячеистой структурой, который способен задерживать мелкие сажевые частицы. Блок управления двигателем отслеживает пропускную способность сажевого фильтра и в случае необходимости запускает регенерацию, т.е. процесс очистки фильтра от накопившейся в нем сажи. Регенерация бывает пассивной и активной. При пассивной регенерации, сажа сжигается в процессе движения машины под нагрузкой, например, при движении по трассе, когда температуре в фильтре достигает 350-400 градусов и выше. При движении по городу или на малые расстояния, в случае когда не удается разогреть сажевый фильтр до нужной температуры, а датчики фиксируют что наполненность фильтра выше нормы, то запускается процесс активной регенерации. Для этого, в цилиндры мотора, после основной порции топлива, подаётся ещё одна дополнительная, клапан EGR перекрывается, при необходимости изменяется алгоритм управления геометрией турбины. Не полностью сгоревшая смесь, через выпускной коллектор попадает в катализатор, который установлен перед сажевым фильтром, и там происходит её дожиг. При этом температура выхлопных газов проходящих через катализатор значительно повышается. Дальнейшее движение разогретых газов по выпускному тракту, приводит к повышению температуры в сажевом фильтре до 500-700 градусов. Сажа начинает выжигаться. Об этом может свидетельствовать чёрный дым, выходящий из трубы. Моментальный расход топлива и обороты холостого хода повышаются.

   В системе выпуска отработавших газов турбо дизельных автомобилей отвечающих стандарту Euro-4, обычно присутствуют три датчика: датчик температуры, датчик кислорода и датчик дифференциального давления. Если блок управления двигателем выявит некорректную работу любого из компонентов системы отвечающей за контроль правильного смесеобразования, датчика кислорода, расходомера, системы EGR, датчика уровня топлива, датчика уровня реагента (мочевины), датчика уровня топлива в баке, и некоторых других, то это приведет к невозможности проведения регенерации сажевого фильтра. Как правило, в таких случаях, активируется аварийный режим работы двигателя (на панели приборов загорится предупреждающий символ, мотор потеряет тягу, максимальные обороты снизятся до 2500-3000 мин-1, повысится расход топлива и увеличится дымность выхлопа) Важно отметить, что многочисленные неудачные попытки регенерации сажевого фильтра не проходят бесследно для автомобиля. Во время процесса регенерации, обогащённая топливо-воздушная смесь не сгорает полностью, и часть несгоревшего топлива все же попадает в моторное масло, и тем самым разжижает его. Со временем, можно заметить, что уровень масла стал значительно выше отметки “max”. Это не только снижает смазывающие и защитные свойства масла, что может нанести вред мотору. Масло с низкой вязкостью легче преодолевает уплотнения, и его подтекания могут быть выявлены в самых неожиданных местах. А попадание масла внутрь интеркулера, и затем вместе с нагнетаемым воздухом в цилиндры двигателя, может вызвать процесс неконтролируемого горения, вплоть до физического разрушения мотора.

   Замена сажевого фильтра – это процедура не из дешевых, средняя стоимость фильтра составляет примерно 500 евро. Всевозможные процедуры принудительной регенерации, очистки, мойки лишь на время дают результат. Эти процедуры хороши для профилактики, а вот при обнаружении сразу нескольких признаков выхода из строя сажевого фильтра они практически бесполезны.
   Симптомы неисправного сажевого фильтра:
   •   увеличение расхода топлива
   •   повышение уровня масла
   •   ошибки фильтра на приборной панели автомобиля
   •   потеря динамики машины
   •   нестабильные холостые обороты

Причины выхода сажевого фильтра из строя
   Короткие частые поездки по городу не успевают достаточно прогреть сажевый фильтр. Чтобы запустить автоматическую регенерацию, необходимо долгое время ехать по трассе. А в городе регенерация или вообще не происходит, или происходит некачественно через слабо разогретый фильтр. Затормозить процесс регенерации может также неисправный двигатель. При этом сажа накапливается, а ее удаление становится весьма проблематичным.

Эффективное решение данной проблемы
   •   замена у дилера сажевого фильтра. Однако здесь есть два момента, которые не радуют: это цена и отсутствие гарантии, что новый фильтр качественно отработает хотя бы 150 т. км
   •   запуск принудительной регенерации с помощью заводской диагностики. Но при физическом износе сажевого фильтра это занятие совершенно бесполезное
   •   физическое удаление сажевого фильтра. Это решение работает лишь с программным удалением, а это потребует перевода программы управления двигателя на режим без сажевого фильтра. Именно поэтому выбивать фильтр без возможного отключения функции сажевого фильтра в программе блока управления двигателем бесполезно.


Что такое сажевый фильтр?

   Фильтр представляет собой подобную обычному каталитическому нейтрализатору структуру, устанавливаемую между выхлопным коллектором дизеля и катализатором в потоке выхлопных газов. В сажевом фильтре развивается высокая температура, при которой частички сажи способны окислиться остаточным кислородом, содержащимся в выхлопных газах. Однако часть сажи не всегда окисляется, и остается в «сажевом фильтре», поэтому программа блока управления периодически переводит двигатель в режим «очистки сажевого фильтра» путём так называемой «постинжекции», то есть впрыска дополнительного количества топлива в цилиндры в конце фазы сгорания с целью поднять температуру газов, и, соответственно, очистить фильтр путём сжигания накопившейся сажи.

   Основным конструктивным элементом сажевого фильтра является т.н. матрица, которая изготавливается из керамики (карбида кремния). Керамическая матрица имеет ячеистую структуру, состоящую из каналов малого сечения, попеременно закрытых с одной и с другой стороны. Стенки каналов имеют пористую структуру и выполняют роль фильтра. На поверхность стенок нанесен тонкий слой катализатора – титана. При прохождении отработавших газов через сажевый фильтр, частицы сажи задерживаются на поверхности стенок матрицы. Нанесенный на стенки матрицы катализатор способствует окислению не сгоревших углеводородов и угарного газа.

Очистка фильтра от накопившейся сажи происходит путем регенерации,
активной или пассивной

   При пассивной регенерации происходит непрерывное окисление сажи за счет действия катализатора и высокой температуры отработавших газов (350-500°С). При определенных режимах работы двигателя (небольшая нагрузка и др.) наблюдается недостаточно высокая температура отработавших газов и пассивная регенерация происходить не может, плюс использование низкокачественного топлива а также масел не соответствующих требованиям предъявляемых производителями, все это приводит к тому что фильтр постепенно начинает забиваться не сгоревшими частичками сажи.

   При неисправности сажевого фильтра перед владельцем дизельного автомобиля всегда встает вопрос выбора. Можно заменить сажевый фильтр на новый - но цена такой замены, как правило, выливается в круглую сумму. Мы предлагаем более простые и экономичные решения данной проблемы

Насколько долговечным является дизельный сажевый фильтр, какой срок его службы?

   На самом деле по данному вопросу довольно мало информации. Самый полный ответ который нам удалось отыскать, это информация корпорации Ford. Фильтр специально разработан, чтобы задерживать максимально возможное количество сажи и обеспечить его долговременную работу без специального обслуживания. В определенный момент, при пробеге около 240 000 км или 5 000 часов работы (что наступит раньше), будет необходимо произвести очистку фильтра от скопившейся сажи на сервисной станции.

   Точное число километров или часов работы очень в зависит от нагрузки транспортного средства/двигателя и эксплуатационных режимов, зольности моторного масла, и качества дизельного топлива, используемого в автомобиле. Использование рекомендуемого производителем масла и топлива максимально увеличит время службы фильтра, прежде чем потребуется его очистка при помощи специальных очистителей.

Вспыхивает символ свечи накаливания. Почему? Что следует сделать?

   Регенерация DPF-фильтра не завершена во время обычного цикла вождения, и теперь DPF-фильтр достиг своего максимального насыщения, при котором его все еще можно регенерировать. Предельное значение зависит от варианта и МГ, но находится в диапазоне 105 % - 125 %. Возможные причины этого заключаются в следующем:

   a.) Частые поездки на короткие расстояния, то есть высокий уровень отложений сажи, и при этом одновременно не происходит регенерации DPF-фильтра, т.к. не выполнялись необходимые условия.

   b.) Частые прерванные регенерации, то есть двигатель выключался во время регенерации. Относится к водителям, выполнявшим короткие поездки, при которых, по крайней мере, выполняли условия для запуска регенерации. Если вспыхивает лампа свечи накаливания, автомобиль должен выполнять поездку до тех пор, пока она не погаснет. Внимание! Регенерация выполняется гораздо чаще (2 - 3 раза) во время первой 1000 км цикла вождения для того, чтобы достичь определенного уровня загрузки DPF-фильтра. Это необходимо, чтобы снизить допуски на компоненты и систему и сформировать основу для точного вычисления уровня отложений сажи в DPF-фильтре.

Какие условия требуются для начала регенерации DPF-фильтра?

   Чтобы началась регенерация сажевого фильтра, должны выполняться следующие условия.
   a.) Работа двигателя с момента запуска > 2 минуты.
   b.) Расчетное насыщение > 80 %.
   c.) Температура охлаждающей жидкости > 70 °C не менее 2 минут.
   d.) В системе нет сохраненных отказов, связанных с DPF-фильтром.
   e.) Должен быть превышен определенный порог скорости автомобиля (например, для уровня загрузки > 80 % это 100 км/ч).

   После сервисной регенерации в перечне данных TECH2 отображается текущий уровень загрузки 70 % или 78 %. Почему? Интенсивность регенерации при статической регенерации не так эффективна, как при динамической регенерации. Поэтому значение устанавливается на 70 % - 78 % загрузки, чтобы затем ECU запускал динамическую регенерацию сажевого фильтра при выполнении требуемых условий.

При каких условиях регенерация прерывается/заканчивается после того, как она началась?

Ответ: Обычно, когда регенерация успешно завершена, или:
   a.) После максимальной продолжительности регенерации (20 - 25 мин.).
   b.) Если двигатель выключается или глохнет.
   c.) Если двигатель работает на холостых оборотах в течение продолжительного времени (5 - 10 мин.).
   d.) Если датчик температуры выхлопных газов обнаруживает 1000 °C.
   e.) Если во время регенерации обнаруживается сбой компонентов, связанных с горением (система впрыска/впуска).

   Если регенерация прерывается после запуска, но до того, как она завершена на 50 %, лампа свечи накаливания вспыхивает при следующем запуске двигателя (непрогретого или прогретого), и регенерация начинается снова после выполнения рабочих условий.

   Загрузка DPF-фильтра (гораздо) ниже порогового значения для вспыхивания лампы свечи накаливания, но клиент сталкивается с тем, что загорается SVS и забит DPF-фильтр. Почему? В этом случае существует большая вероятность отказа аппаратной части или настройки. Этот отказ обычно обусловлен утечкой в воздухонесущих деталях. Часто в одном из шлангов нагнетаемого воздуха или охладителе нагнетаемого воздуха имеется трещина. Из-за утечки, которую не обнаруживает ECU или модель загрузки, двигатель будет выбрасывать больше дыма, если перепад давлений остается ниже определенного порогового значения. Повышенное дымовыделение может забивать DPF-фильтр. Кроме того, непропорционально высокая загрузка DPF-фильтра может быть из-за (частично) открытого клапана EGR. Отрегулированный двигатель выделяет больше дыма, чем рассчитывается в модели уровня отложений сажи. Это может привести к забиванию DPF-фильтра без какого-либо уведомления клиента. В общем, пожалуйста, проверьте базу данных Field Remedy на предмет известных шаблонов отказов и указаний по диагностике.


Сколько времени занимает полная регенерация?
a.) В наиболее благоприятном случае? b.) В наименее благоприятном случае?

   a.) При постоянных условиях, то есть температура выхлопных газов, необходимая для регенерации, всегда выше требуемого значения, например, во время поездки по автостраде/пересеченной местности, средняя продолжительность регенерации составляет 10 минут.
   b.) Условия автомобиля, такие как длительные спуски по склону, частое вождение в режиме малой нагрузки (езда по городу, на холостых оборотах), приводят к падению температуры выхлопных газов. Если соблюдены условия для запуска регенерации, то продолжительность активной регенерации может быть увеличена до 25 минут (в зависимости от типа двигателя). Если полная регенерация в пределах этого периода невозможна, то она будет прервана.

Как регенерация влияет на срок службы масла до замены?

   При каждой регенерации или попытке регенерации определенное количество дизельного топлива впрыскивается в моторное масло, что сокращает срок службы масла до замены. Если в комбинации приборов загорается лампа "INSP", моторное масло истощилось и должно быть заменено. Если это не сделать, двигатель может быть поврежден.

   Меры по продлению жизни фильтру, сохранению качества масла на авто с сажевым фильтром:
   1. Применение масел с низкой зольностью и длительными интервалами сервисных замен Long Life. Очень важно использование масла не просто Long Life, а с наличием специализированного допуска для использования на авто с сажевым фильтром. По аналогии с VW допуском 504/507. Это позволит минимизировать выбросы сгоревшего масла в сажевый фильтр и соотв. продлить срок его службы, а так же минимизировать повышенный износ двигателя из-за разбавления масла топливом.
   2. Применение топлива соответствующего стандарту EN590 или Евро 5 импортного производства имеющего европейские показатели по содержанию веществ, сгорание которых приводит к образованию сажи. Это позволит свести к минимуму заполнение фильтра сажей и следовательно уменьшить количество регенераций.
   3. Минимизировать по возможности эксплуатацию авто в городском режиме, пробках и т.п. Важно давать машине поработать в режиме постоянного движения с оборотами не ниже 2500 непрерывно хотя бы 10-20 минут. Чем чаще делаются длительные поездки, тем меньше будет необходимости в активной регенерации фильтра. А следовательно масло будет меньше разбавлено топливом.
   4. При наличии в автомобиле индикации факта запущенного процесса регенерации сажевого фильтра или если водитель увидел нестандартное поведение своего автомобиля (запустился процесс регенерации, из глушителя валит белый дым, двигатель самостоятельно поднимает обороты) -НЕ ГЛУШИТЬ ДВИГАТЕЛЬ до окончания этого процесса. Косвенно узнать о запущенном процессе регенерации можно по значительному увеличению расхода топлива, относительно привычных показаний.
   5. Положительное влияние окажут специальные присадки в топливо. Многие автомобили имеют даже специализированную емкость для заправки специальными катализаторами процесса очистки фильтра.
   Если на экране появилось предупреждение о необходимости смены масла (на некоторых моделях вместо надписи начинает мигать желтым цветом значек масленки) его следует безотлагательно заменть. Предупредительная надпись или сигнал должны быть сняты на сервисе при замене масла на новое. Эксплуатировать автомобиль после появления такого сообщения крайне нежелательно.

Что делать, если загорелось предупреждение о начале регенерации фильтра?

   Следуйте процедуре указанной в руководстве производителя для очистке DPF. Необходимо предоставить возможность начать полную регенерацию, лампа аварийной сигнализации должна погаснуть просто при вождении в течение приблизительно 20 минут на скоростях, больше чем 60 км в час.

   Если вы проигнорируете датчик сигнализации сажевого фильтра и продолжите вождение на малой скорости, а также в режиме старт/стоп, тогда забивание сажей будет продолжаться приблизительно до 75%-ой производительности фильтра, тогда можно ожидать увидеть индикацию аварийной сигнализации на приборной (в основном требование обратиться на сервис). В этот момент одного движения на постоянной скорости не будет достаточно, и автомобиль необходимо будет отправить на сервисную станцию для оценки возможности включения принудительной регенерации.

Почему происходит блокировка сажевого фильтра?

   У каждого типа транспортного средства могут быть отличающиеся причины относительно того, почему фильтр блокирует. Величина макрочастиц, произведенных двигателем, качеством топлива, качеством масла, стиль вождения, даже местоположение фильтра DPF в системе выпуска, все это может способствовать блокированию фильтра или не позволять провести регенерации полностью.

   В основном, проблемы возникают при городском вождении, при этом процесс регенерации не может закончиться успешно. При загорании лампы аварийной сигнализации если вы продолжаете ездить в той же самой манере, сажа накапливается, пока не загорится лампа сервисного обслуживания и транспортное средство не войдет в режим 'мягкой' очистки, при этом происходит ограничение в наборе оборотов и скорости. Эта стадия может повлечь за собой посещение СТО, чтобы выполнить принудительную регенерацию на фильтре, если эту процедуру будет невозможно провести, фильтр будет необходимо заменить или провести процедуру промывки, предварительно его демонтируя.

Пассивная регенерация

   Некоторые изготовители используют Пассивную Регенерацию. Для этих транспортных средств пассивная регенерация вообще имеет место на автостраде, где температуры выхлопа выше. У этого типа системы может быть интегрированный каталитический конвертер окисления, расположенный близко к двигателю, где выхлопные газы достаточно горячие чтобы пассивная регенерация была возможна. Пассивная регенерация, полагается на температуру выхлопа, являющуюся достаточно высоким, чтобы автоматически сжечь сажу. В городском вождении или коротких поездках регенерация не происходит полностью, приводя к блокированию фильтра. Это может привести к более высокому расходу топлива и посещению СТО для очистки или замены.

Активная регенерация

   Активная регенерация производит очистку отталкиваясь от граничной нагрузки фильтра или датчиков, читая противодавление выхлопа или ‘заполнение сажей’ фильтра, активизируя регулировки момента зажигания в системе впрыскивания топлива, которая в свою очередь увеличивает температуру выхлопа, начиная горение сажи и регенерацию фильтра.

   В зависимости от производителя транспортного средства Этот тип регенерации DPF может также быть начат ECU транспортного средства каждые 400 - 600 километров или в зависимости от режимов использования автомобиля, и занимает приблизительно 10 минут до окончания.


   Мы предлагаем качественные услуги по физическому удалению сажевого фильтра с программным обеспечением для целого ряда моделей автомобилей (Audi, BMW, Seat, VW, Skoda, Opel, Alfa, Chevrolet, Saab, Peugeot, Renault, Nissan, Honda, Volvo, Mazda, Mercedes, Suzuki…). Что касается цены и конкретных возможностей удаления, то они напрямую зависят от модели автомобиля.